Ричтраки

Ричтраки – оборудование на отечественных складах относительно новое. До сих пор оно является диковинной «экзотикой», мало знакомо широкому потребителю и используется, пожалуй, лишь на самых «продвинутых» складских терминалах. Действительно, эта техника недешева и эффективно работает в помещениях, использующих стеллажное оборудование высотой более 6,0 м, что встречается у нас пока достаточно редко. Между тем в мире ричтраки известны уже достаточно давно: первую такую машину более 40 лет назад создал доктор-инженер из Германии Фридрих Юнгхайнрих, основатель знаменитого ныне немецкого концерна «Jungheinrich AG».

Ричтрак сложно причислить к какому-либо виду или классу складской подъемно-транспортной техники. В Европе это устройство обычно относят к «высотным» штабелёрам, а вот в Японии его считают скорее погрузчиком, правда отличая от традиционных моделей, которые оснащаются противовесом (forklift truck). Характерно, что все японские производители напольного транспорта, в том числе и выпускающие исключительно погрузчики с противовесом – Toyota (до покупки фирмы ВТ), Komatsu, Nissan, Mitsubishi, Shinko, – изготавливают и ричтраки. Во всяком случае, этим машинам удается успешно сочетать в себе функции как штабелёра, так и вилочного «противовесного» погрузчика. Если от первого ричтрак взял небольшие размеры, а значит и способность работать в узких межстеллажных проходах, то от второго – мобильность, бо’льшую проходимость за счет увеличенного диаметра колес и клиренса, высокие скорости подъема груза (в два раза больше, чем у штабелёра) и движения (на 40% больше, чем у штабелёра).

Например, если для нормальной работы самого компактного (трехопорного) погрузчика минимальная ширина межстеллажного прохода должна составлять не менее 3,3 м, то у ричтрака она почти такая же, как и у самоходного штабелёра, которым управляет стоящий или сидящий оператор, – 2,7 м. Устойчивость ричтрака достигается не наличием противовеса, как у обычного погрузчика, а за счет двух консолей с колесными опорами, что позволяет расположить центр тяжести груза внутри контура опорных и приводного колес.

Есть у этой машины и другие характерные отличия, связанные с ее применением и определившие особенности конструкции. Она незаменима при обслуживании высотных стеллажей. В зависимости от модели и типа грузоподъемной рамы ричтрак способен поднимать груз на поддонах массой до 2,5 т на максимальную высоту до 5,3 м или грузы до 800 кг – на 11,5 м; естественно, что в первом случае рама должна обладать повышенной жесткостью и демпфирующей способностью к гашению колебаний груза на высоте. Необходимо отметить и еще один важный момент, который следует учитывать при подборе требуемой модели: как и любая другая погрузочная техника, ричтраки имеют свою грузовысотную характеристику – диаграмму грузоподъемности. Это означает, что если масса груза, поднимаемого на высоту до 6,0 м, обычно соответствует номиналу, то масса груза, который ричтрак поднимает на максимальную высоту 11,0 м, значительно меньше и, как правило, не должна превышать 800 кг. Принципиально конструкция этой машины отличается от конструкций близких ей по применению штабелёров и погрузчиков в основном тем, что ричтрак имеет раму грузоподъемника, выдвигающуюся в горизонтальном направлении на расстояние 600...1100 мм (ниже мы будем использовать и термин «штабелёр с выдвижной рамой грузоподъемника» как синоним ричтрака). Вероятно, отсюда и возникло название этих устройств – ричтрак (от англ. reach truck – букв. «доставляющий» транспортировщик грузов).

Погрузчики Nissan